Производители цемента решили использовать финансовый кризис, чтобы вновь попытаться отменить нулевые пошлины на ввоз цемента в Россию. Члены Союза производителей цемента («Союзцемент») просят премьер-министра Владимира Путина защитить отрасль, оказавшуюся в тяжелой ситуации из-за притока импорта и финансового кризиса. Отрасли нужны ввозные пошлины — не менее 20% — и возможность получать дешевые долгосрочные кредиты для строительства новых мощностей, считают они. Введение пошлин поднимет цены на цемент, но не решит проблему падение спроса на продукцию, указывают эксперты.
Участники рынка просят «защитить российских производителей от резко возросшего импорта цемента и поддержать отечественную цементную промышленность в период мирового финансового кризиса», говорится в письме председателю правительства РФ Владимиру Путину, текст которого компании, входящие в «Союзцемент», утвердили вчера. В «Союзцементе» состоит большинство цементных компаний страны, владеющих более 30 заводами, в том числе ЗАО «Евроцемент груп», ОАО «Лафарж цемент», «Альфа цемент» (Holcim Group), ОАО «ХК «Сибирский цемент»», ОАО «Новоросцемент», «РАТМ-Цемент». В «Евроцемент груп» сообщили, что письмо будет отправлено Владимиру Путину в понедельник.
Это не первое обращение к правительству с просьбой вернуть ввозные пошлины. В августе «Союзцемент» писал вице-премьеру Виктору Зубкову аналогичное письмо, но после этого правительственная комиссия решила сохранить нулевые пошлины еще на один год.
В тексте письма указывается, что руководители крупнейших цементных компаний подтвердили остановку более 50% инвестиционных проектов по развитию современных производственных мощностей. Это решение производители объясняют снижением цен на цемент и реалиями финансового кризиса, в условиях которого ужесточились условия кредитования (по краткосрочным кредитам ставки поднялись до 20-25%, но даже под такой процент получить их сегодня практически невозможно). Авторы письма утверждают, что реализация планов по строительству новых цементных производств будет возможна, только если вернуть, одновременно увеличив, ввозные пошлины на цемент. Также необходимо «государственное поддержание и стимулирование инвестиционных проектов». Цифры в письме не приводятся, но участники рынка, подписавшие документ, считают спасительными введение пошлин в размере 20-30%, а также возможность получать кредиты в государственных банках по льготным ставкам.
Кризис в российской цементной отрасли начался за несколько месяцев до обострения кризиса финансового — в мае 2008 года, когда в пик строительного сезона цены на цемент начали снижаться. Пятью месяцами раньше, в начале января, правительство ввело нулевые ввозные пошлины на цемент (до января 2008 года составляли 5%). Таким образом власти рассчитывали повысить конкуренцию, снизив цены на эту продукцию, которая по итогам 2007 года подорожала на 70%. В результате появления на рынке большого количества дешевого импортного цемента и снижения спроса на цемент, спровоцированного снижением темпов строительства, особенно в ЦФО, к сентябрю цены на него упали уже более чем на 25%. Сейчас они составляют около 3 тыс. руб. за тонну без учета НДС и транспортных расходов. По данным Федеральной таможенной службы, за восемь месяцев 2008 года в Россию было ввезено около 6,8 млн тонн против чуть более 600 тыс. тонн цемента за тот же период 2007 года. Финансовый кризис усугубил ситуацию. Вслед за девелоперами, заговорившими в сентябре о массовом замораживании проектов в стадии преддевелопмента, российские цементники сообщили, что завершат уже идущие стройки, но не будут запускать и приобретать новые проекты (см. «Ъ» от 15 октября).
Возвращение пошлин, тем более 20-процентных и выше,— не выход из ситуации, считает начальник управления контроля промышленности ФАС России Алексей Ульянов. «Спрос это не повысит, но вновь вызовет повышение цен на цемент до $200 за тонну»,— говорит он. С ним согласны и некоторые участники рынка стройматериалов. «Сейчас цена на цемент адекватна, так как себестоимость его производства около 1,5 тыс. руб. за тонну, просто за последние два года производители привыкли к сверхприбылям»,— считает гендиректор завода «Бетон-222» (концерн «Крост») Тимофей Кухарев. «При нынешней стоимости цемента рентабельность производства составляет 100%; для сравнения, в Турции этот показатель — 15%»,— соглашается гендиректор «Базэлцемента» Дмитрий Савенков. По его мнению, логичным вкладом в поддержку цементной отрасли было бы увеличение государством спроса на цемент с помощью инвестиций в инфраструктурное строительство. С ним соглашается и господин Кухарев. «Значительная часть жилого строительства в условиях недостатка финансирования у девелоперов может замереть, государству необходимо активно развивать заявленные инфраструктурные проекты — олимпийскую стройку в Сочи, магистрали и развитие железнодорожных путей. Это обеспечит прирост спроса на цемент примерно на 10 млн тонн (около 15% потребления в 2007 году.— «Ъ»)»,— считает господин Савенков.